Полномочия органов местного самоуправления в области муниципального контроля
К функциям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий.
«1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.» ст. 17.1. ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
«4) муниципальный контроль — деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;» ст. 2 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
Реестр муниципальных функций
Категория / Описание / https://korgevskiy.ru | ||
Муниципальный контроль в сфере благоустройства | ||
Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль в области торговой деятельности | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а так же при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения | ||
Полномочия сняты. Муниципальный лесной контроль | ||
Полномочия сняты. Муниципальный земельный контроль | ||
Полномочия сняты. Муниципальный жилищный контроль | ||
Полномочия сняты. Муниципальный контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Положения (регламент). Муниципальный контроль
Муниципальный контроль в сфере благоустройства |
resh.7-54s-4s-18.12.2023-izm-mun-kontr-bagoustr.doc (просмотр: 45 раз) resh.3-35s-4s-16.05.2022-izm-polozh-mun-kontr-blag.doc(просмотр: 111 раз) resh.7-30s-21.12.2021-mk-blagoustr.doc (просмотр: 122 раз) |
Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве |
resh.8-54s-4s-18.12.2023-izm-mun-kontr-dor.doc (просмотр: 51 раз) resh.4-35s-4s-16.05.2022-izm-pol-mun-kontr-transp.doc(просмотр: 108 раз) resh.8-30s-21.12.2021-mk-dorogi.doc (просмотр: 126 раз) |
Доклад (отчетность) о муниципальном контроле
Муниципальный контроль в сфере благоустройства |
2023-mun-kontrol-blagoustr.pdf (просмотр: 33 раз) |
Муниципальный контроль на автотранспорте |
2023-mun-kontrol-transport.pdf (просмотр: 36 раз) |
Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
Программа профилактики в сфере благоустройства |
post.173-16.11.23-progr-riski-blagoust.docx (просмотр: 59 раз) post.344-14.11.2022-progr-prof-blagoust.doc(просмотр: 83 раз) post.249-21.12.2021-oczen-mk-blagoust.docx(просмотр: 140 раз) |
Программа профилактики на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве |
post.174-15.11.23-progr-riski-transp.doc (просмотр: 43 раз) post.345-14.11.2022-progr-prof-dorhoz.doc(просмотр: 121 раз) post.250-21.12.2021-oczen-mk-dorogi.doc(просмотр: 163 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля с пояснительной запиской
(форма №1- контроль)
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 2021 год с пояснительной запиской |
f-1-mu-god-2021.xls (просмотр: 135 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 2020 год с пояснительной запиской |
f-1-mu-god-2020.xls (просмотр: 163 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 1 полугодие 2020 года с пояснительной запиской |
f-1-mu-1-pol.-2020.xls (просмотр: 177 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 2019 год с пояснительной запиской |
municz-kontrol-god-2019.xls (просмотр: 233 раз) pril_2-god-2019-na-15-l.xlsx (просмотр: 218 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 1 полугодие 2019 года с пояснительной запиской |
Municz-kontrol-1-pol.-2019.xls (просмотр: 237 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 2018 год с пояснительной запиской |
Munits.-kontrol-god-2018.xls (просмотр: 249 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 1 полугодие 2018 года с пояснительной запиской |
Munits.-kontrol-1-pol.-2018.xlsx (просмотр: 325 раз) |
Сведения об осуществлении муниципального контроля за 2017 год с пояснительной запиской |
Munits.-kontrol-god-2017.xlsx (просмотр: 289 раз) |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРОК
Результаты проверок в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок»
Уважаемые жители поселения!
Представляем вашему вниманию ИС Генеральной прокуратуры о проведенных проверках (плановых и внеплановых) «Единый реестр проверок».
Результаты проверок в отношении администрации поселения (ИНН 2349026244) и подведомственных ей учреждений МКУ (ИНН 2349026710) и СДК (ИНН 234902567) найдете на странице https://proverki.gov.ru/ перейдя по ссылке и вбив ИНН учреждения в строке поиска.
Данные проверок доступны с 01.01.2016 года
Генеральная прокуратура. Едины реестр проверок. Поиск проверок | https://proverki.gov.ru |
Контрольно-счетный орган поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля
МПА | |
Передача полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетной палате муниципального образования Славянский район. Решение Совета № 2 от 31.10.2016 24 сессии, doc 108 Кб |
Реш. 24с 31.10.16 К-сч фин (просмотр: 399 раз) |
Памятка для субъектов предпринимательства по вопросам проведения проверок органами государственного и муниципального контроля
Целью разработки настоящей памятки является изложение в доступной форме ключевых требований законодательства, регламентирующего проведение проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Настоящая памятка ориентирована, прежде всего, на субъектов малого предпринимательства.
Информация представлена в форме ответов на основные вопросы, которые могут возникнуть у представителей бизнес-сообщества в ходе осуществления деятельности.
1. Какими нормативными правовыми актами регулируется проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, существуют ли особенности регулирования отдельных видов контроля?
Отношения в области организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту — ФЗ № 294-ФЗ).
Частями 3 и 3.1 ст. 1 ФЗ № 294-ФЗ установлены случаи и виды контроля, на которые положения данного закона не распространяются.
Наиболее актуальными из них для субъектов малого и среднего предпринимательства являются:
— проведение оперативно-розыскных мероприятий, производство дознания, проведение предварительного следствия;
— осуществление прокурорского надзора, правосудия и проведение административного расследования;
— расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидация их последствий;
— налоговый контроль;
— таможенный контроль.
Деятельность органов государственной власти в указанных случаях регламентируется специальным законодательством (УПК РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и т.д.).
Кроме того, ч. 4 ст. 1 ФЗ № 294-ФЗ установлено 35 видов государственного контроля (надзора), для которых особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Среди них:
— лицензионный контроль (ст. 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
— федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции (ст. 29.2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162);
— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства (ст.ст. 353, 360 Трудового кодекса РФ);
— федеральный государственный пожарный надзор (ст.ст. 6, 6.1 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);
— государственный строительный надзор (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ);
— государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль (ст.ст. 71, 72 Земельного кодекса РФ).
На все иные виды государственного и муниципального контроля, не перечисленные в частях 3, 3.1 и 4 ФЗ № 294-ФЗ, положения данного закона распространяются в полном объеме.
2. Какие основания для проведения проверок установлены законом, как часто проверки могут проводиться?
ФЗ № 294-ФЗ предусмотрено 2 вида проверок: плановые (статья 9) и внеплановые (статья 10).
По общему правилу плановые проверки проводятся 1 раз в 3 года. Но для отдельных видов контроля установлена иная периодичность проверок (ч. 4 ст. 1, ч. 9 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ).
Основанием для проведения проверки является ее включение в согласованный с органами прокуратуры план проверок на соответствующий год. Планы проверок публикуются на официальных сайтах органов контроля.
Сводный план проверок всех органов контроля размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет genproc.gov.ru. (раздел «Сводный план проверок») и на сайте Федеральной государственной информационной системы Единый реестр проверок https://proverki.gov.ru.
Зайдя на один из этих Интернет-ресурсов по ИНН можно получить подробную информацию о том, какие органы и когда запланировали в текущем году проверку юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Плановая проверка в обязательном порядке должна быть начата в месяц, установленный планом органа контроля.
Общими основаниями для проведения внеплановых проверок являются:
— истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении нарушений;
— поступление в органы контроля обращений и заявлений граждан и организаций, информации от органов власти, из СМИ о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выездная проверка по этому основанию в обязательном порядке согласуется с органами прокуратуры:
— нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
— поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
Кроме того, для отдельных видов контроля (они перечислены в ч. 4 ст. 1 ФЗ № 294-ФЗ) могут устанавливаться иные основания для проведения внеплановых проверок и случаи их обязательного согласования с органами прокуратуры (указываются в специальных законах, регулирующих соответствующий вид контроля, например в ст. ст. 19 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для лицензионного контроля).
Периодичность проведения внеплановых проверок действующим законодательством не регламентирована.
3. В каких формах могут проводиться плановые и внеплановые проверки?
Как плановые, так и внеплановые проверки могут проводиться в форме:
— документарных (органом контроля для оценки соблюдения субъектом предпринимательства законодательства при осуществлении деятельности у него истребуются и изучаются необходимые документы без выхода на объект);
— выездных (по месту осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя органом контроля изучаются документы, обследуются объекты, производимая продукция и т.д.).
4. Существуют ли предельная продолжительность проверок?
В силу ст. 13 ФЗ № 294-ФЗ срок проведения выездных и документарных проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Срок проведения плановой проверки содержится в соответствующей графе плана органа контроля.
При этом в соответствии с законом в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Это означает, что вне зависимости от количества органов контроля, проводящих плановые проверки в отношении конкретного малого предприятия или микропредприятия, общий срок этих проверок не может превышать в год 50 часов или 15 часов соответственно.
В целях соблюдения этих сроков даты проведения проверок органы контроля обязаны согласовывать или проводить плановые проверки совместно.
5. Каким образом должностное лицо органа контроля обязано уведомить о предстоящей проверке и какие документы предъявить в подтверждение законности проведения проверки?
В силу ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля.
В распоряжении (приказе) наряду с иными сведениями в обязательном порядке указывается информация о виде проверки и ее основаниях, должностных лицах, уполномоченных на проведение проверки, дата начала и продолжительность проверки. Также в распоряжении указывается цели, задачи, предмет проверки, превышать которые должностное лицо не вправе.
Например, если внеплановая проверка проводится с целью контроля за исполнением предписания, проверяться могут лишь только те нарушения, которые указаны в предписании. Действия, направленные на выявление иных нарушений, в данном случае будут незаконными.
До начала проверки заверенные печатью копии распоряжения или приказа о проведении проверки вручаются под роспись должностными лицами органа контроля руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ (обращение о причинении вреда или угрозе его причинения), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
6. Как оформляются результаты проверки?
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки наряду с иными сведениями указывается информация о продолжительности проверки выявленных нарушениях.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю (представителю), юридического лица, индивидуальному предпринимателю, а случае невозможности личного вручения направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки субъект предпринимательской деятельности вправе представить в соответствующий орган контроля в письменной форме возражения.
При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган контроля.
7. Какие меры может принять должностное лицо органа контроля в случае выявления нарушений в ходе проверки?
В соответствии со ст. 17 ФЗ № 294-ФЗ в случае выявления нарушений должностные лица органа контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут:
— выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и дальнейшим контролем за его исполнением, в том числе путем проведения внеплановых проверок;
— возбудить дело об административном правонарушении.
8. Что такое Единый реестр проверок и учетный номер проверки?
В целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов в Российской Федерации создан единый реестр проверок (адрес в сети Интернет — https://proverki.gov.ru.).
Ведение единого реестра проверок призвано способствовать прозрачности плановых и внеплановых проверок, обеспечить защиту прав субъектов предпринимательской деятельности.
Обязанность по внесению сведений в единый реестр проверок вводилась поэтапно:
— с 01.07.2015 – для органов федерального государственного контроля (надзора) и их территориальных подразделений (Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Росреестр, Ространснадзора, Ростехнадзор, Гострудинспекция, ФМС и т.д.);
— с 01.07.2016 – для органов регионального государственного контроля;
— с 01.01.2017 – для органов муниципального контроля.
При внесении органом контроля в единый реестр проверок информации о проверке ей присваивается учетный номер. Наличие учетного номера проверки – дополнительная гарантия законности ее проведения. Поэтому руководитель или иной представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель вправе потребовать у должностного лица органа контроля сообщить сведения об учетном номере проверки, а затем самостоятельно на указанном выше Интернет-сайте проверить достоверность представленной информации, наличие оснований для проведения проверки.
Общедоступная часть Единого реестра проверок по каждой проверке содержит следующие сведения:
1) учетный номер проверки;
2) информация, указываемая в распоряжении или приказе о проверке;
3) информация, указываемая в акте проверки;
4) указание результатов проверки;
5) указание на принятые меры в отношении нарушений, выявленных при проведении проверки, включая выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
9. Могут ли обладать полномочиями по контролю не органы государственной власти и местного самоуправления, а общественные организации, иные юридические лица?
Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выполнение иными юридическими лицами (например, общественными организациями по защите прав потребителей) мероприятий по контролю запрещено. Такие юридические лица и их работники обладают общими правами как потребители товаров (работ, услуг) того или иного предпринимателя и не вправе выдвигать обязательные требования о предоставлении не предусмотренных для общего доступа документов, возможности обследования не являющихся общедоступными помещений и объектов, бесплатного получения образцов продукции для их исследования и т.д.
В том числе не наделены полномочиями по контролю ветеринарные врачи, располагающиеся на объектах массовой торговли и осуществляющие свою деятельность на основании договоров.
10. Что такое «надзорные каникулы» и на кого они распространяются?
Так называемые «надзорные каникулы» или запрет в 2016-2018 годах проводить плановые проверки установлены ст. 26.1 ФЗ № 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.
Из этого правила установлены исключения.
1. «Каникулы» не распространяются на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.
2. «Надзорные каникулы» не распространяются на отдельные виды государственного контроля. Таких видов контроля 8. Наиболее актуальным для малого бизнеса является исключение из «надзорных каникул» федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного пожарного надзора, государственного экологического надзора, лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
3. В исключительных случаях плановые проверки в отношении малого бизнеса все же могут быть проведены любым органом при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо решения о приостановлении и (или) аннулировании лицензии при условии, что с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
При этом ст. 26.1 ФЗ № 294-ФЗ предусмотрен механизм дополнительной защиты прав субъектов предпринимательства в случае их включения в план.
В чем он состоит: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган контроля заявление об исключении из ежегодного плана конкретной проверки в отношении них, подтвердив отнесение к категории субъектов малого предпринимательства.
Одновременно, орган контроля перед проведением плановой проверки обязан разъяснить руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, содержание положений ст. 26.1 о «надзорных каникулах».
В случае подтверждения факта отнесения проверяемого лица к субъектам малого предпринимательства проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт.
11. Какие нарушения со стороны должностных лиц органов контроля являются грубыми и влекут недействительность проверки, а также незаконность принятых по ее результатам мер?
Результаты проверки, проведенной органом контроля с грубым нарушением установленных ФЗ № 294-ФЗ требований, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу ч. 2 ст. 20 ФЗ № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
— ч. 2 и 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), ч. 12 ст. 9 и ч. 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ;
— п. 7 и 9 ст. 2 ФЗ № 294-ФЗ (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);
— п. 2 ч. 2, ч. 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), ч. 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ;
— ч. 2 ст. 13 ФЗ № 294-ФЗ (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);
— ч. 1 ст. 14 ФЗ № 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);
— п. 1, 1.1 и 1.2, п. 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), п. 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) ст. 15 ФЗ № 294-ФЗ;
— ч. 4 ст. 16 ФЗ № 294-ФЗ (в части непредставления акта проверки);
— ч. 3 ст. 9 ФЗ № 294-ФЗ (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);
— ч. 6 ст. 12 ФЗ № 294-ФЗ (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
12. Какой порядок обжалования действий должностных лиц органов контроля и составленных ими документов?
Действия (бездействия) должностных лиц органов контроля, в том числе результаты проверки юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать:
— вышестоящему должностному лицу органа контроля (в течение 15 дней с даты получения акта);
— в органы прокуратуры;
— в арбитражный суд (в течение 3 месяцев).
Составленные по результатам проверок протоколы об административных правонарушениях самостоятельному обжалованию не подлежат.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе представить свои возражения, а внесенное по делу постановление в случае несогласия с ним обжаловать в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ (вышестоящему должностному лицу или в суд).
Проверочные листы при проведении плановых проверок
Уважаемые предприниматели!
С октября 2017 года вступили в силу изменения в ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Все должностные лица, осуществляющие государственный надзор, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимыми с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства.
Таким образом, предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничиться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
Административная ответственность органов контроля (надзора) за нарушение прав предпринимателей
Перечень нарушений законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, влекущих административную ответственность, предусмотрен ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ:
1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения;
2. Нарушение сроков проведения проверки;
3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры;
4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций;
5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
1. Проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения.
К данной категории нарушений следует отнести плановые проверки, проведенные до истечения трехлетнего срока со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.
Кроме того, к данной категории нарушений следует отнести проверки, проведенные должностными лицами до истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
В эту же группу входят незаконные проверки, проведенные по обращениям и заявлениям граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, которые заведомо не содержат сведений о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо наступлении таких последствий.
2. Нарушение сроков проведения проверки.
В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на десять рабочих дней и не более чем на десять часов в отношении микропредприятий.
3. Отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 ФЗ № 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона, органами государственного муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В Законе № 294-ФЗ предусмотрены два основания согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а именно поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных в установленном порядке граждан или организаций.
Законом № 294-ФЗ не допускается привлечение органами контроля (надзора) к проверке не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, которые устанавливают порядок аккредитации граждан и организаций в качестве экспертов, экспертных организаций при проведении надзорными органами мероприятий по контролю. В соответствии с указанными Правилами аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности. Свидетельство об аккредитации выдается на 5 лет.
5. Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 22 Закона № 377-ФЗ плановые проверки, за исключением плановых проверок при осуществлении налогового контроля и таможенного контроля, контроля в сферах миграции и транспортной безопасности, проводятся органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля в виде совместных проверок.
Виды государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, по которым плановые проверки проводятся в виде совместных проверок, и порядок проведения таких проверок устанавливаются Правительством РФ.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, либо грубое нарушения требований законодательства о государственном контроле (надзоре), выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя органа государственного контроля или непредставлении акта о проведенной проверке, предусматривает административную ответственность по ч. 2 данной статьи КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
При определении повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ, следует исходить из смысла п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, согласно которому повторным совершением административного правонарушения считается совершение аналогичного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 19.6.1. КоАП РФ является исключительным полномочием прокурора.
Таким образом, если вы полагаете, что должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля переступили рамки закона, за защитой своих прав вы можете обратиться в органы прокуратуры.
Муниципальный лесной контроль
Целью муниципального лесного контроля является надзор за соблюдением требований лесного законодательства на территории сельского поселения.
Объектами муниципального лесного контроля являются все лесные насаждения в границах сельского поселения, находящихся в муниципальной собственности.
Муниципальный лесной контроль включает в себя:
— соблюдение установленного режима использования лесных участков в соответствии с их целевым назначением;
— соблюдение порядка, сроков освоения лесных участков, если таковые установлены законодательством РФ;
— сохранение и воспроизводство лесов;
— выполнение мероприятий, направленных на предотвращение порчи лесов;
— защита муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в области использования лесов.
— другие задачи в соответствии с законодательством РФ, Краснодарского края.
Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения
Целью муниципального контроля является надзор за соблюдением законодательства по вопросам сохранности автомобильных дорог местного значения и дорожной деятельности на территории сельского поселения.
Объектами муниципального контроля являются все автомобильные дороги местного значения, расположенные в населенных пунктах сельского поселения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.
Муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения включает в себя:
— использование автомобильных дорог местного значения;
— содержание автомобильных дорог местного значения;
— ремонт автомобильных дорог местного значения;
— сохранность автомобильных дорог местного значения;
— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;
— другие задачи в соответствии с законодательством РФ, Краснодарского края.
Муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения
Целью муниципального экологического контроля является надзор за соблюдением требований и обязанностей в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Объектами муниципального контроля являются все объекты, расположенные на территории особо охраняемых природных территорий местного значения в сельском поселении.
Муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения включает в себя:
— предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края в области охраны окружающей среды, касающихся режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон, округов санитарной охраны особо охраняемых природных территорий;
— другие задачи в соответствии с законодательством РФ, Краснодарского края.
Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей
Целью муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей является надзор за соблюдением требований и обязанностей в области организации и проведения местных лотерей на территории сельского поселения.
Объектами муниципального контроля являются муниципальные лотереи, проводимые на территории сельского поселения.
Муниципальный контроль за проведением муниципальных лотерей включает в себя:
— организация и проведение муниципальных лотерей;
— другие задачи в соответствии с законодательством РФ, Краснодарского края.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля
Конституция Российской Федерации |
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» |
Приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (типовая документация) |
Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» |
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» |
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ |
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» |
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» |
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» |
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» |
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» |
Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» |
Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» |
Постановление Правительства РФ от 23.052006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» |
Постановление Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» |
Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» |
Приказ Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации» |
Порядок проведения проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 370-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым упорядочена процедура государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с указанными изменениями плановые проверки проводятся органами контроля совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта РФ. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
На основании представляемых органами контроля проектов планов прокуратура субъекта РФ формирует ежегодный план проверок, который не позднее 01 ноября размещается на официальных сайтах прокуратуры субъекта РФ и соответствующего органа контроля в сети «Интернет».
Внеплановые проверки проводятся на основании решения руководителя соответствующего органа контроля по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Информация о результатах проведенной проверки в течение одного месяца после завершения проверки подлежит размещению на официальном сайте соответствующего органа контроля.
Срок исполнения органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления запросов органа контроля о предоставлении информации составляет не менее 10 рабочих дней. Сокращение этого срока допускается в случаях установления фактов нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе не предоставлять информацию по запросу органов контроля, если эта информация ранее была представлена либо официально опубликована в средствах массовой информации или размещена на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (п.2.8. ст. 77 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
При этом орган местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления в ответе на запрос сообщают источник официального опубликования или размещения соответствующей информации.
Прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления
Единственным ведомством в системе государственной власти, осуществляющим надзор за исполнением всех действующих в РФ законов от имени государства, является прокуратура.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 17.01.1992 № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе в силу предоставленных ему полномочий проверить исполнение законов любым органом, должностным лицом либо гражданином, если в поступивших заявлении, жалобе, ином обращении содержатся сведения о нарушении законов.
Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности. Он распространяется на всю территорию страны и на все отношения, урегулированные правом, являясь в этом смысле универсальным.
Цели прокурорской деятельности заключаются в том, чтобы обеспечить:
— верховенство закона;
— единство и укрепление законности;
— защиту прав и свобод человека и гражданина;
— охраняемые законом интересы общества и государства.
Работники прокуроры наделены необходимыми полномочиями для осуществления надзора за законностью деятельности органов местного самоуправления (общего надзора).
Надзор за законностью деятельности администрации местного самоуправления — одно из направлений прокурорского надзора.
Прокурор, а также его заместитель, помощник вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения муниципальных организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Прокурор может требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам относительно деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Выявив нарушения действующего законодательства, прокурор применяет и специальные меры прокурорского реагирования:
— протест,
— представление,
— постановление,
— заявление о признании правового акта противоречащим закону (недействительным),
— предостережение.
Протест прокурора — это правовой документ, который приносится на незаконный правовой акт и содержит требование об его отмене или приведении в соответствие с действующим законодательством. Он приносится в орган либо должностному лицу, издавшему незаконный акт, или вышестоящий орган. Протест подлежит рассмотрению в 10-дневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Представление – это акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Основанием для внесения представления выступают установленные в ходе проверки нарушения. Как правило, оно вносится в орган или должностному лицу, компетентному обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений, при наличии системы, группы нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием конкретных мер по устранению допущенных правовых аномалий. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме в месячный срок.
Заявление о признании правового акта противоречащим закону – это письменное обращение прокурора в суд, содержащее ходатайство признать незаконный правовой акт недействительным. Заявление направляется в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.
Деятельность российской прокуратуры является важной составляющей борьбы за законность в защите прав и интересов граждан.