Полномочия органов местного самоуправления в организации и поддержке территориального общественного самоуправления
В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.
Должностные лица органов местного самоуправления содействуют созданию и регистрации органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.
Органы местного самоуправления вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции по согласованию с ним.
Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий и способствует выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах компетенции ТОС.
Реестр ТОС на территории поселения
Территориальное общественное самоуправление — это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения <…> для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ФЗ от 27.05.2014 № 136-ФЗ)
На территории поселения функционируют две организации ТОС — хутора Коржевский и хутора Шапарской, т.е. территориальное общественное самоуправление осуществляется в пределах каждого сельского населенного пункта.
ТОСы на территории Коржевского сельского поселения в настоящее время не являются юридическими лицами.
Наименование | Председатель ТОС |
ТОС хутора Коржевский | Собянина Ирина Ивановна |
ТОС хутора Шапарской | Прокудин Геннадий Павлович |
Цели ТОС
Представление и защита прав и интересов граждан, совместно проживающих на территории населенных пунктов, и объединение их усилий для решения вопросов местного значения, связанных с социальным, экономическим, культурным развитием поселения (с учётом исторических и иных особенностей и традиций) через поддержку инициатив жителей и вовлечение их в систему местного самоуправления.
Задачи ТОС
1) представление интересов населения, проживающего на территории ТОС;
2) изучение потребностей жителей, проживающих на соответствующей территории;
3) организация участия населения в решении вопросов местного значения на соответствующей территории;
4) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
5) взаимодействие с муниципальными органами власти;
6) создание условий для комфортного проживания граждан на территории ТОС;
7) осуществление деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан проживающих на территории ТОС;
8) социальное обеспечение жителей ТОС в соответствии с Уставом ТОС;
9) оказание содействия правоохранительным органам в охране правопорядка;
10) участие в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, а также досуга проживающего населения;
11) участие в разработке предложений по развитию соответствующих территорий;
12) участие в организации работы с детьми и подростками.
Главная задача ТОС: Принцип «народовластия» — изменение мировоззренческих взглядов населения с позиции «Власть нам должна» на — «Мы и есть власть».
Муниципальные правовые акты
МПА | Файл |
Положение о территориальном общественном самоуправлении в Коржевском сельском поселении Славянского района |
Resh.-4-25.05.2006-polozh-TOS.doc (просмотр: 168 раз) |
Устав ТОС хутора Коржевский, doc 113 Кб |
Ustav-TOS-h.-Korzh1.doc (просмотр: 450 раз) |
Устав ТОС хутора Шапарской, doc 114 Кб |
Ustav-TOS-h.-SHapar.doc (просмотр: 441 раз) |
Утверждение границ ТОС «Коржевский» |
Resh.14s-13.03.2007-Granitsyi-Kor-TOS.doc (просмотр: 431 раз) |
Утверждение границ ТОС «Шапарской» |
Resh.14s-13.03.2007-Granitsyi-SHap-TOS.doc (просмотр: 436 раз) |
Утверждение положения о создании ТОС в поселении, doc 212 Кб |
Положение ТОС (просмотр: 445 раз) |
Утверждение положения о порядке регистрации уставов ТОС, doc, 148 Кб |
Порядок регистр. уставов ТОС (просмотр: 486 раз) |
Уважаемые жители Коржевского сельского поселения!
Участвуйте в местном самоуправлении! Приглашаем Вас к участию в мероприятиях ТОС!
Администрация поселения видит в органах ТОС своих помощников в решении местных задач.
Наша главная задача объединить людей совместной деятельностью, прежде всего там, где невозможно достичь успеха в одиночку
Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика»
по итогам 2018 года
Коржевское сельское поселение призер конкурса — 3 место в номинации «Обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к участию в осуществлении местного самоуправления в иных формах» среди сельских поселений по итогам 2018 года
Презентация конкурса |
toc_konkurs_2018.pdf (просмотр: 731 раз) |
Статья СМИ | Заря Кубани |
Формы осуществления населением местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:
1) местный референдум,
2) муниципальные выборы,
3) голосование по отзыву депутатов,
4) голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования,
5) сход граждан,
6) другие формы.
Автопробеги и «палаточные городки» отнесены к публичным мероприятиям
Федеральным законом от 09.03.2016 № 61-ФЗ внесены изменения в статьи 2 и 7 Федерального закона от 19.07.2016 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно внесенным изменениям осуществление «автопробегов» теперь признается публичным мероприятием, осуществляемым в форме демонстрации, а размещение у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих, в том числе, сборно-разборные конструкции, — пикетированием.
Кроме того, устанавливается, что при осуществлении пикетирования с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций требуется подача его организатором уведомления о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном законом.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения.
Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.
Местный референдум
Местный референдум — голосование жителей муниципального образования по вопросам местного значения.
В местном референдуме участвуют граждане РФ, местожительство которых расположено в границах данного муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:
— граждан РФ, имеющих право на участие в местном референдуме;
— избирательного объединения или иного общественного объединения, устав которого предусматривает участие в выборах и/или референдумах;
— представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы.
Участие в местном референдуме основывается на всеобщем равном и прямом волеизъявлении при тайном голосовании.
Решения, принятые местным референдумом, являются окончательными, в утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на территории соответствующего муниципального образования.
Органы местного самоуправления осуществляют организацию проведения местного референдума и обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с полномочиями. Итоги муниципального референдума подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Муниципальные выборы
Муниципальные выборы — массовая форма участия населения в местном самоуправлении, посредством которой образуются представительный орган муниципального образования (Совет депутатов) и другие выборные органы и получает свои полномочия глава муниципального образования. Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.
Выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом.
Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Законом Краснодарского края от 26.12.2005 № 966-КЗ «О муниципальных выборах в краснодарском крае».
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Голосование
Отзыв депутата, члена другого выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица — досрочное прекращение полномочий депутата и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования.
Голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения границ муниципального образования — проводится в целях получения согласия населения как на всей территории муниципального образования, так и на части его территории.
Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом следующих особенностей:
— не применяются положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме;
— голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей, обладающих избирательным правом;
— согласие населения считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей;
— итоги голосования по вопросам преобразования муниципального образования, изменения границ муниципального образования, и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Сход граждан
Сход граждан — форма коллегиального решения вопросов местного значения в муниципальном образовании.
Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:
— главы муниципального образования самостоятельно или совместно с представительным органом;
— группы жителей поселения (инициативная группа) численностью не менее 10 человек.
Органы местного самоуправления осуществляют организацию проведения схода граждан. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников.
Население муниципального образования принимает на сходах граждан правовые решения в рамках компетенции муниципального образования. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Правотворческая инициатива граждан — форма участия населения в подготовке муниципальных правовых актов по инициативе группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан не должна превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Орган местного самоуправления обеспечивает представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта на открытом заседании.
Отказ в реализации правотворческой инициативы граждан мотивируется, он не влечет за собой никаких юридических последствий.
Решение органа местного самоуправления официально в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Формы участия населения в местном самоуправлении
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:
1) правотворческая инициатива граждан,
2) территориальное общественное самоуправление,
3) публичные слушания,
4) собрание граждан,
5) конференция граждан (собрание делегатов),
6) опрос граждан,
7) обращения граждан в органы местного самоуправления,
8) наказы избирателей,
9) другие формы.
Законодательная база позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем. Много таких законов принято на уровне Краснодарского края для конкретизации наиболее существенных вопросов организации местных референдумов, выборов органов местного самоуправления и их должностных лиц, территориального общественного самоуправления, проведения публичных слушаний и др.
Порядок участия населения в осуществлении местного самоуправления регулируется также муниципальными правовыми актами.
Публичные слушания
Публичные слушания проводятся в целях обеспечения прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, учета мнения граждан поселения при принятии муниципальных правовых актов, затрагивающих права и интересы граждан.
На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
— проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, за исключением случаев, когда изменения вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законодательством;
— проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
— проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
— вопросы о преобразовании муниципального образования.
Собрание, конференция граждан
Собрания граждан, конференции граждан (собрание делегатов) — это формы участия населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Избранные в орган ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправления устава ТОС, в котором устанавливаются:
— территория, на которой оно осуществляется;
— цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
— порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
— порядок принятия решений;
— порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
— порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция — форма коллективного обсуждения и изучения каких-либо актуальных проблем, решения определенных вопросов.
Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие делегаты, представляющие не менее половины жителей соответствующей полномочия, закрепленные законодательством РФ за органами ТОС:
— представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
— обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
— осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
— внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Органы ТОС могут добиваться софинансирования расходов, привлекая с этой целью физических и юридических лиц (коммерческие и некоммерческие общественные, благотворительные, религиозные и др. организации), которые заинтересованы в экономическом и социокультурном развитии данной территории для расширения своей деятельности.
Участие населения в опросах
Опрос граждан — форма выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления.
Опрос граждан может проводиться с целью выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Обращения граждан
Обращения граждан в органы местного самоуправления могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер. Такие обращения подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Данный порядок включает следующие правила:
1) Обращениями граждан в органы местного самоуправления или к их должностным лицам являются:
— предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
— заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
— жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
2) орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой орган власти или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения;
3) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется;
4) в случае, если невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд;
5) обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению;
6) орган местного самоуправления или должностное лицо по запросу другого органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять необходимые документы и материалы, за исключением тех из них, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;
7) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен не более чем на 30 дней, с уведомлением об этом;
8) органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан;
9) гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Митинг, демонстрация
Митинги, демонстрации, шествия и пикетирования – формы такого участия населения в общественной жизни установлены Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Требования к митингам и демонстрациям:
— запрет их проведения в запрещенных местах;
— организация мирной и безоружной атмосферы, без призывов к смене власти;
— преследование запрещенных законом целей;
— проведение без участия детей.
Другие формы участия граждан в местном самоуправлении
Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть не только предусмотрены законодательством, но и инициированы населением.
Такие формы осуществления населением местного самоуправления должны основываться на принципе добровольности и не противоречить законодательству РФ.
В организации местного самоуправления население может использовать возможности общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых регулируется другими правовыми актами:
— Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,
— Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,
— Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»,
— Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»,
— Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»,
— Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях».
Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.
Опрос жителей Коржевского сельского поселения
не больше 3-х позиций из картотеки